ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Музыка моей души
онлайн-выставка, посвященная творчеству Николая Павловича Будашкина
С именем Николая Павловича Будашкина в городе Чите связано многое. Здесь знаменитый композитор начал свой творческий путь. Здесь живёт о нём добрая память. Его именем назван ансамбль русских народных инструментов краевой филармонии, детская музыкальная школа № 1.
В память о композиторе каждые три года проводится конкурс оркестров и ансамблей народных инструментов, его инициатором и одним из организаторов является Александр Николаевич Голубинский, которого связывала с Будашкиным многолетняя дружба.
Александр Николаевич передал в фонды Забайкальского краевого краеведческого музея им. А.К. Кузнецова экспонаты и материалы об известном композиторе. Он также является является автором книги очерков «Н.П. Будашкин в Забайкалье».
«Имя Николая Павловича Будашкина вошло в мировую историю музыкальной культуры. Его симфоническое, песенное, народно-инструментальное творчество, музыка для театра и кино представляют значительное наследие для педагогической, исполнительской практики и художественной культуры. Музыка композитора демократична и популярна. Она звучит в концертных залах, на радио, телевидении, в кинофильмах и театральных постановках».
Голубинский А. Н.
(фото Ф. Н. Машечко)
Николай Павлович родился 6 августа 1910 г. в деревне Любаховке Мосальского уезда Калужской губернии. «Местечко это находилось в верстах двенадцати от Мосальска среди обычной среднерусской природы - с речушкой, молчаливым леском, рябиной за околицей. Несколько домишек, между которыми пролегает довольно большой овраг, - вот и вся Любаховка», - говорил о своей малой родине композитор.
«Музыка побуждала меня браться за перо и самому сочинять…».
Н.А. Будашкин

В семье Будашкиных росло пятеро детей. Отец будущего композитора пел в церковном хоре и обучал детей нотной грамоте. Николай с ранних лет играл на народных инструментах – домре, мандолине и балалайке.

Детство и ранняя юность Николая Павловича прошли в Чите, куда семья переехала в 1917 г. Именно здесь любовь к музыке окрепла и стала сильнее.

В Чите Будашкин учился в ФЗУ, работал в кузнице, играл в любительском духовом оркестре и оркестре русских народных инструментов в красном уголке при паровозоремонтном заводе.

«Дорогие земляки, я всегда помнил о вас, о родном заводе, где начинал сознательную жизнь. Что ж делать, коль я затерялся далеко от вас. Музыка оказалась сильнее моих других увлечений…»
Н.А. Будашкин


В 1929 г. Николай Павлович уехал в Москву, поступил на рабфак Московской консерватории, затем в аспирантуру по классу инструментовки, которую окончил за один год. В это время появились его первые произведения: «Праздничная увертюра», «Мордовская сюита», для симфонического оркестра, 1-я Симфония, и песня на слова Т. С. Сикорской «Колыбельная».
В годы Великой Отечественной войны он служил на Балтийском флоте, был награжден орденом Красной Звезды и медалью «За оборону Ленинграда». За это время им были написаны песни о боевых подвигах товарищей: «Бескозырочка», «За дальнею околицей», «Как на зорьке», «Эх вы, ленты, золотые якоря», «Песня-душа», «Краснофлотская улыбка» и другие.
В послевоенные годы Будашкин был помощником руководителя оркестра русских народных инструментов им. Н.П. Осипова, где появились большие возможности для развития жанра и реализации его планов. За произведения для оркестра ему была присуждена Сталинская премия второй степени, которой он удостоился дважды.
Длительное время творческая деятельность композитора была связана с Государственным Малым театром, где среди его работ, особенно выделялась композиция к спектаклю «Власть тьмы». Он написал несколько симфоний, концертов, увертюр, спектаклям и многим другим сочинениям, ставшими поистине народными: «Воевода» А. Н. Островского (1955), «Недоросль» Д. И. Фонвизина (1964), «Господа Головлевы» М. Е. Салтыкова-Щедрина (1976) и др. Он был также автором музыки к кинофильмам: «Сельский врач» (1951), «Аленький цветочек» (1952), «Чудесный колодец» (1956), «Ванька» (1959), сказка «Морозко» (1964), которая была удостоена Международной премии, «Огонь, вода и медные трубы» (1968) и многие другие.
Неоднократно приезжая в Читу, он любил гулять по её улочкам, приходить в вагоноремонтный завод, где его всегда встречали тепло и радушно, как самого лучшего гостя.
Первый конкурс оркестров и ансамблей народных инструментов в Чите проходил с участием Николая Павловича и вызвал огромный успех и признание.
«Побывав в Чите, послушав участников смотра-конкурса, встретившись с многочисленными любителями музыки, с рабочими города, я ещё раз убедился в том, насколько велика тяга моих земляков к искусству, к творчеству. Руководители города и области, преподаватели музыкального училища и культурно-просветительного училища многое делают для развития народного исполнительства… Прекрасно, что в глубинных районах Забайкалья в школах и Домах культуры возникают всё новые и новые детские и юношеские ансамбли народных инструментов … Эти народные коллективы могут и должны сыграть важную роль в развитии культуры края…».
Николай Павлович был выдающимся композитором, новатором в области народной музыки, лауреатом государственных премий, народным артистом РСФСР, профессором Московского государственного института культуры, а также обаятельным, остроумным человеком, достойным другом и коллегой.

Не забыто его творчество. Оно продолжает жить в сердцах и памяти людей. А его имя навечно вписано в историю нашего края.

Made on
Tilda